Фотоаппарат — инструмент исследования разума

Бесчисленное множество людей каждый день делает разные снимки. Они снимают сами себя, своих знакомых, просто прохожих на улице, животных, пейзажи, различные предметы, геометрические абстракции и так далее. При этом камеры они используют совершенно разные, особенно сейчас вы чаще всего встретите людей, снимающих на встроенную в телефон камеру.

Как правило, большинство стремится подобрать такой девайс, в котором есть возможность как можно меньше думать в процессе создания снимка. Посмотрел на экран, понравилась картинка, кнопку нажал, вот и снимок готов. Есть те, кто готовится к процессу съемки ответственно и серьезно, так сказать, на полупрофессиональном и профессиональном уровне. Где уже требуется другой уровень камер, где приходится корректировать настройки камеры, выставлять необходимые параметры и так далее.

Но в основном люди мало задумываются о том, что они фотографирую, и уж тем более никто себе не задает вопрос «зачем я это фотографирую». А ведь фотоаппарат — это серьезный научный инструмент, это тренажер, который позволяет исследовать не только самого человека, но все, что его окружает.

Фотоаппарат – это полная копия человеческого разума.

Здесь речь идет о том, что разум человека можно представить в виде фотоаппарата, и затем провести параллель между тем, что мы делам с камерой,  и что делает наш разум, когда мы фотографируем или добиваемся каких-то результатов в жизни.

Например, можно представить любой снимок как некий результат, в то время как у разума результатом можно считаться то, чего человек добился. Таким образом, представляется параллель этих двух явлений: разум и фотоаппарат. Такой подход позволяет нам получить определённую логику, используя которую в жизни можно не только научиться хорошо фотографировать, но и научится добиваться задуманного.

На протяжение почти 200 лет фотоаппараты развивались и по своим техническим возможностям, и по конструктивным особенностям. Уменьшаясь в размерах, они всячески увеличивались в размерах матриц. Камеры с разным типом пленки. Камеры зеркальные, дальномерные, и т.д. В какой-то период даже цифровые камеры попытались вытеснить пленочные, но истинные знатоки и ценители фотографии остаются верны пленке. Ведь настоящая фотография – это живопись светом. И в моем представлении настоящая фотография может быть сделана только на пленку. Все остальное – это попытка упростить жизнь человеку. Но, упрощая себе жизнь, мы безусловно теряем смысл и качество фотографии.

Чтобы мы с вами не взяли — великих полководцев, мировые корпорации, страны и города — у всего есть историческая линия развития. У каждого концерна, создающего фотокамеры, есть не только идеологи и инженеры, но и своя доктрина. Расскажу кратко о нескольких «китах» из мира создания фотокамер, и посмотрим каким было их противостояние на рынке.

Японская Компания «Nikon» (Nippon Kogaku K.K.), основанная в 1917 году и специализирующаяся на производстве оптики и электронных устройств для обработки изображения, в последующие годы стала активно развивать пленочные камеры малого формата. Компания «Leica» в 1925 году создала первую в мире камеру под 35-мм плёнку, что позволило камеру уменьшить и носить ее с собой, таким образом они явились создателями первой репортажной камеры в мире. Компания «Franke & Heidecke» в 1928 году совершает переворот на мировом рынке фотокамер и выпускает Rolleiflex. Постепенно стало появляться много и других компаний, которые работали над созданием новых камер и развивали ту или иную линию в этой области. Конечно же, на этом нелегком технологическом пути были и неудачи, какие-то компании пали в этой борьбе, но именно такое боестолкновение сил закалило и создало лидеров. Но как вы понимаете недостаточно просто создать камеру, эту камеру должны признать те, кто на нее снимают. Надо еще учесть, что развитие камер попало на период ряда войн и не простых политических событий в мире. И конечно же, эти вещи надо было так же учитывать при конструирование новой камеры, а именно условия, в которых она будет эксплуатироваться. По  сути своей центром развития фотографии стала определенная эпоха. Если мы возьмем, к примеру,  Анри Картье-Брессона, Себястьяна Салгадо, Стива Маккарри, Аббаса Аттара, то, смотря на их фотографии, подходы к созданию сюжета, композиционные решения, мы можем увидеть определенное отношение этих людей и к фотоаппарату,  и к жизни.

С научной же точки зрения на примере этих трех компаний мы можем видеть всего лишь разность походов к реализации задачи – это создать определенную функциональную систему, которая дает результат в виде нужного кадра. По сути своей, проводя параллель с жизнью человека, мы имеем аналогичные принципы. Для достижения результата человек выбирает тот подход, который наиболее быстро и эффективно способствует реализации задуманного. Выбранный подход сможет дать более глубокое понимание самой фотографии, при этом параллельно мы изучаем и жизнь, и систему достижения результатов, и умение делать качественные снимки.

ПРОТОТИП LEICA I — BESSA R

Начну с того, что Bessa R – это прототип первой  35 -мм камеры Leica I. Это камера с резьбовым объективом с диаметром крепления 39 мм. Bessa R оснащена встроенным экспонометром, имеет несколько рамок кадрирования в большом ярком видоискателе (в Leica I одна большая рамка кадрирования). Также у нее, в отличие  от Leica I,  быстрая и удобная зарядка пленки. Обладает очень мягким взводом и удобным колесом выдержки, что дало возможность вращать выдержку без взвода. Позволяет достаточно легко кадрировать. В Bessa R установлен очень хороший дальномер, при этом производитель этого дальномера Leica. Даже при всем том, что Bessa R появилась значительно позже своих собратьев, она вобрала в себя все самое лучшее как из Leica, так и из дальномерной Nikon.

ПРОТИВОСТОЯНИЕ NIKON S И LEICA M

Безусловно, Leica шла своим путем развития, компания  Nikon – своим, но нельзя сказать, что их пути не пересекались. В средине ХХ века Nikon и Leica встретились на одной площадке лоб в лоб, и такая встреча обернулась для Leica тяжелым нокдауном. Это событие произошло в 1952 году. Nikon выпустил на рынок дальномерную камеру — Nikon S, которая по всем своим параметрам не уступала Leica, а где-то даже превосходила. В комплекте шло также 3 объектива с очень высокими характеристиками.

Надо сказать, что впоследствии Bessa «не зевала» и, учтя все недоработки предыдущих камер, создала аналог Nikon S,  разработав универсальный байонет. Это позволило использовать не только свои объективы Voigtlander, но все, что осталось в мире от Nikon. Leica со своим одним объективном в тот период времени сильно пострадала от Nikon с его 3-я объективами: 35 мм, 50 мм и 105 мм (по сути, это расстояние среднего формата). По художественной передаче объективы Nikon были превосходными.  Конечно же Leica проделала не малый и долгий путь, чтобы стать по своей функциональности «швейцарскими часами». Но сказать, что Leica в тот период времени в этой борьбе потерпела поражение, тоже будет не верным, так как спустя время Nikon прекратил выпуска камеры Nikon S, в свою очередь Leica продолжает и сегодня выпускать камеру Leica M.

КАМЕРЫ NIKON S И LEICA M

Противостояние NIKON F-серии и LEACA R-серии

Первое, что хочется сразу же сказать, — это исключительно из моей практики,  что на сегодняшний день никто не смог создать камеру, которая перестреляла бы Leica R. Кто-то сейчас может возразить и сказать, что Nikon F-серии. Но знаете, это можно сравнить с поединком двух слонов в посудиной лавке. Пока Leica и Nikon буду доказывать друг другу свое могущество, вокруг будет побита вся посуда, и наверняка не обойдется без жертв. На самом деле, эти две камеры – это зеркальные камеры одного класса. Но у каждой из них есть своя позиция. Когда на рынок вышел Nikon F, то первое, что они сказали: «вы не перестреляете ее никогда». И буквально следом Leica выпускается свою первую R и заявляется: «вот вы ее перестреляйте, тогда и поговорим». F и R – это два конкурента, но при все этом они остаются камерами одного класса.

Nikon F — это родоначальник серии камер  F, венцом – «Последний довод королей» — является камера Nikon F6. Эта камера выпускается и по сегодняшний день. Я скажу вам, используя эту камеру в работе, что Nikon F6 – это самый крутой пленочный фотоаппарат, который существует в мире. Но попробуйте теперь это сказать Leica, она вам очень сильно возразит, и попытается объяснить, что не все так, как вам кажется, что Nikon мал и не «видал больших закатов». При этом Nikon и не отрицает, что Leica – это «швейцарские часы», это «Montblanc», «Ulysse Nardin» в фотографии. Тут никто с Leica спорить не станет, ей нет равных в этой категории. Но не забываем, это если говорить о пленочной  35-мм фотографии, то Leica ничем другим не занимается. Да, у нее есть электронная фотография, но пленка – это только 35-мм. Кстати, у Nikon тоже есть 35-мм камеры, но надо сказать, что у Nikon есть очень  интересные другие варианты, и он в своих разработках пошел немного дальше.

КАМЕРЫ NIKON F-СЕРИИ И LEICA R-СЕРИИ

Приведу пример. Существует Nikon FM2, который можно назвать «всеядным»: ему подойдет любая пленка, на морозе в -50 градусов не выключается, если ее уронить на бетон, ей тоже ничего не будет. По сути, FM2 – это машина, которая прошла все войны на сквозняк, как и Leica, это машина, которая участвовала во всех конфликтах. Огромное количество великих фотографов снимали на этот фотоаппарат.  Известная всему миру фотография «Афганская девочка» 1984 года была сделана Стивом Маккарри именно на камеру Nikon FM2. Это была его любимая камера, он с ней прошел множество воин.

Все, что я описывал, — это история, история противостояния этих организаций между собой, и совершенно не понятно какие у них отношения между собой. Если объективно смотреть на вещи, то Leica и Nikon продолжают воевать между собой дальше и в наши дни.

Сказать что  Nikon F6 хуже чем  Leica R нельзя. Во-первых,  R камера не абгрейтилась уже много лет. А Nikon F6 производится и сегодня,  и это самая современная камера, которая существует,  в ней есть все. Если сравнивать, то по эргономике Nikon F6 намного лучше, чем Leica R. Недостаток, конечно же, есть. От встроенного экспонометра Nikon F6 надо сразу же отказаться, вы никогда не получите нужных параметров, это всегда будет для вас «сюрпризом» от камеры. При этом экспонометр на Leica R самый точный и безошибочный. Что одна, что другая камера полностью автоматическая – пленка заряжается легко и быстро. По весу они приблизительно одинаковы, у них даже все функции практически идентичные. И вот я нередко слышу вопрос, так что же лучше? Что выбрать?

С моей точки зрения, если говорить о фотографиях, то я всегда говорю, что Leica R это удивительная камера, то есть самая интересная, которая существует в мире для фотографа, не для любителя. Этот фотоаппарат для профессионала. Она простая в работе, даже для человека, который никогда не держал камеру в руках. С Nikon дела обстоят прямо противоположно. Эта камера требует  не мало времени, чтобы ее изучить и понять как на неё фотографировать. Так что все зависит от множества факторов, от времени, задачи и немаловажной вещи – вашего желания.

Через какой-то время на сцене появляется следующее технологическое творение — Rolleiflex. На сегодняшний день это «камень преткновения» для всех людей. Если вы обратите внимание, то заметите, что очень мало людей фотографируют на Rolleiflex. Из общего числа фотографов их совсем не много. Но когда вас встречают с этой камерой коллеги-фотографы, в адрес  Rolleiflex направляется множество восхищений. Надо сказать, что такого уважения как Rolleiflex  не имеет ни одна марка в мире. И тут нет ничего удивительно, потому что было большое количество великих фотографов, которые снимали именно на Rolleiflex. Эта камера действительно заслуживает серьезного внимания, и когда ты начинаешь ее изучать, ты понимаешь, что те идеи, которые ты вывел для себя  и  многое другое, ты видишь их проявления в прототипологических моделях. А потом ты читаешь профессуру, которая вся фотографировала на Rolleiflex. Вы это можете увидеть в книге «Золотая книга Rolleiflex», где порядка 20 профессоров написали статьи о своей практике работы с Rolleiflex, а профессор Вальтер Херинг собрал все это в одну книгу. Каждый из этих людей выражает в своих статьях восхищение этой камерой, при этом они подробно объясняют почему эта камера удостоилась такого внимания. И я с ним в какой-то мере согласен, во-первых, это средней формат – 120-мм; во-вторых,  это квадрат 6х6, который позволяет решать ряд разных задач; в-третьих, это достаточно военная камера, которая позволяет контролировать снимок до последнего момента спуска; в-четвертых, это достаточно интересное техническое решение (двух объективный фотоаппарат), которое до сегодняшнего дни никто повторить не смог. При съемке на эту камеру вы видите фотографию сразу же  такой, какой она будет. Надо сказать, что это совсем другая фотография, совсем с другим разрешением, другим форматом – вы на выходе получаете фактически картину. Компания Rolleiflex по сей день находится на рынке, и у нее нет на этом рынке конкурентов. Эта камера не идет в сравнение ни с одной другой камерой, она сама по себе шедевр. Покупка же, такого шедевра как Rolleiflex в полном комплекте обойдется вам не в маленькую копеечку, это будет намного дороже, чем приобретение  укомплектованной Leica. В мире фотокамер если Leica вызывает восхищение, то Rolleiflex вызывает именно уважение. Как они сделали эту камеру, это до сих пор загадка для всех.

ROLLEIFLEX

Подход каждого из концернов уникален, но все они он сводятся всегда к единому – созданию камеры, которая сделает снимок памяти , истории достоверно. Когда меня спрашивают, так что же выбрать, за что зацепиться? Я отвечаю так.

Зацепиться надо за историю этого всего. Всегда надо изучить историю той или иной компании, чтобы у вас возникло понимание, что и как было создано и с какой целью. В таком случае это вам даст понимание , что вам для работы больше всего подойдет.

Каждый подход имеет какое-то представление о том, как добиться результата. По сути разум человека – это машина, которую использует человек для достижения результатов, в одном из трех режимов: автоматическом, полуавтоматическом, ручном режиме. Были ли другие подходы? Безусловно были, но эти считаются лучшим, это то, что дает результат.

Для меня все камеры, которые у меня есть, а у меня их бесчисленное множество,  – это некая лаборатория, в которой совершаются открытия. Я уже говорил, что фотоаппарат позволяет исследовать разум лабораторным путем.

Наш разум работает точно также , как фотоаппарат. Если вы будете понимать логику фотографии, то вы будите понимать механизмы работы вашего разума, а значит, сможете добиться того, что пожелаете.  Более подробно параллель между разумом человека и фотоаппаратом была изложена в книги «Настоящая фотография», которая была написано мной совместно с профессиональным художником Алексеем Самсоновым, где была дана определенная логика фотографии и рассмотрена она была и как со стороны памяти, так и со стороны глубинной психологии.

Фотография – это только часть нашей жизни, но не вся жизнь.

С уважением, Доктор Мальцев

Источник: официальный сайт ученого Олега Викторовича Мальцева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *